В ходе двухлетней психологической работы с беременными женщинами и семейными парами в периоде беременности женщины на базе городской больницы № 3 были достигнуты положительные результаты в динамике беременности и родов. Удалось достигнуть уменьшения тяжести патологии беременности, снижения эмоционального напряжения во время родов у рожениц, сокращения продолжительности родового процесса (особенно первого периода родов), уменьшения количества осложнений родового акта, снижения эмоционального напряжения в послеродовом периоде для профилактики послеродовой депрессии.
Однако в ходе катамнестического наблюдения за родившимися детьми и их родителями мы увидели проблемы, касающиеся психофизиологического взаимодействия диады «мать — дитя».
Давно отмечено, что психосоматическое здоровье детей во многом определяется отношением к ним со стороны матери. Это отношение формируется еще в период беременности, когда женщина только готовится стать матерью (А. И. Захаров, 2000). Существующее положение актуально на сегодняшний день и для Чувашии. Замечено, что сотни женщин психологически не готовы к материнству, что выражается в непринятии ребенка — в отсутствии положительного эмоционального отношения к новому человеку, входящему в жизнь; в отсутствии отзывчивости — в непонимании детских чувств и состояний и, как следствие, — в неадекватности реакций на его действия.
Очевидно, что такой матери не хватает скорости рефлексии полученных от общения со своим ребенком ощущений. Реагируя на плач или просьбы ребенка, она не отслеживает реакции своего тела (в частности, нервно — мышечное напряжение на поведение ребенка, фрустрирующее ее или вызываю-щее у нее недовольство). Тогда неосознанно мать будет производить ответное действие, вызывающее у ребенка ощущение напряжения в теле. При таких стереотипных материнских реакциях у ребенка формируются хронические телесные дисфункции, приводящие к психосоматическим расстройствам или личностным расстройствам.
Материнские качества не могут появиться у женщины в периоде беременности. Для их появления нужен опыт ощущений от общения с ребенком. Но предпосылки таких качеств должны появиться уже в третьем триместре беременности.
В ГУЗ «Республиканский Перинатальный центр» МЗ Чувашской Рес-пуьлики с октября 2001 года существует служба, целью которой является психологическая подготовка женщин к материнству к концу периода беременности.
Объектом изучения стали 37 женщин, посещавших занятия «Школы ма-теринства» на сроках гестации от 20 до 40 недель.
Предметом изучения стал психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) по опроснику И. В. Добрякова (СПб, 1998). Параллельно с этим применялся метод доверительной беседы.
Нас интересовало отношение женщин к своей беременности. Потому из полученных данных ПКГД анализу подвергался только соответствующий блок опросника. По этому признаку обследованные разделились на четыре группы:
• Женщины с оптимальным отношением к беременности — ответственно, без лишней тревоги относящиеся к своему состоянию (16 человек);
• Женщины с эйфорическим отношением к беременности, как правило, долго ожидавшие ребенка или с истероидными чертами своей личности (16 человек);
• Женщины с тревожным отношением к беременности (4 человека);
• 1 женщина с гипогестозогнозическим отношением, не желающая замечать свою беременность.
Наиболее «емкие» по численности группы (с эйфорическим и «опти-мальным» отношением к своей беременности) были проанализированы на предмет отношения к будущему ребенку. Выяснилось, что:
1. Реально, трезво, без иллюзий относятся к ребенку 25% женщин.
2. С иллюзорными надеждами на будущего ребенка — 40%.
3. Тревожно — мнительные и депрессивные составляют 31%.
4. Число будущих матерей с гипогестозогнозическим отношением к будущему ребенку составило 4%.
Известно, что первый год жизни ребенка формирует будущие паттерны его поведения на основе симбиотической связи «мать — дитя» (Адлер, 1932). Отсюда, отношение матери к своему ребенку сильно влияет на него после его появления на свет.
При эйфорическом отношении к ребенку надежды матери могут не оправдаться при реальном поведении дитя. Тогда действия ребенка вызывают материнское раздражение, на что ребенок отвечает нервно — мышечным напряжением.
При тревожно — мнительном и депрессивном отношении матери к ребенку мать гиперактивно опекает ребенка, «нагружает» его своей личностью и не дает тому проявить собственную инициативу и волю. В отличие от эй-форичных матерей, это приводит к патологической привязанности ребенка к матери, его тревожности и недоразвитию самодостаточности.
Даже из незначительной выборки в проведенном пилотажном обследовании видно, что 71% будущих матерей предрасполагает своим отношением к психопатическому или невротическому развитию личности ребенка. Такое положение не может считаться нормальным. Пропедевтическая коррекция состояний на стадии гестации лишает иллюзий отношения матери к будущему дитя. Наш краткосрочный опыт позволяет с оптимизмом смотреть на предлагаемую программу развития психологической готовности к материнству, ключевым моментом которой является обучение беременных рефлексии своих ощущений, что приводит к реальному взгляду женщины на общение с младенцем и способствует безболезненному вхождению в опыт материнства.