Нам хотелось бы жить в могущественном государстве.
От чего же зависит благосостояние страны?
Оно складывается из благосостояния людей, живущих в нем. Обратимся к словарю: «благосостояние — достаток, благополучие, счастливая жизнь в довольстве; благополучный – успешный, удачный».
Каким образом происходит ограничение успеха нашего государства на уровне семьи и воспитания детей?
Ребенок может родиться с огромным плюсом, то есть потенциалом своего развития. Но затем, по мере взросления, этот плюс он может не реализовать.
Что происходит с потенциалом?
Рождаясь, ребенок не имеет осознаваемой картины мира. У него нет моральных норм, которые бы ограничивали проявления его жизнедеятельности. Есть только инстинкты, которые основываются на физиологических потребностях.
Инстинктивная деятельность направлена на удовлетворение потребности в выживании, а именно: потребностей в кислороде, или дыхании, пище, питье. Инстинктивно реагируя на окружающее, ребенок стремится получить по своей потребности телесный комфорт. Если последний будет получен, то психосоциальный кризис первого года жизни (по Э.Эриксону) будет пройден с приобретением базового доверия к жизни.
Условия развития человека предполагают набор жизненного опыта. При этом действуют реакции родителей. Мама по каким-то параметрам может быть часто «некомфортна» для малыша. Может произойти «нестыковка» потребностей малыша в тепле и заботе с возможностями матери.
Тогда ребенок будет испытывать нагрузки на эмоционально-волевую сферу, проявляющиеся у него чувством растерянности, гнева, страха. В теле это сопровождается напряжением мышц.
При повторении эмоциональных нагрузок воспитательного воздействия возникает стереотип напряженного мышечного восприятия информации.
Информация длительно остается как бы неосвоенной. Тогда в напряженном теле постоянно вынужденно должна идти ее обработка до достижения комфорта. Иными словами, реальность (в данном случае в виде взаимоотношений с собственной матерью) вызывает дискомфортное состояние, которого хочется избежать или от которого защититься. Может сформироваться защитный мышечный каркас.
Проводя параллель с психосоциальными кризисами развития личности по Э.Эриксону, можно сказать, что память недоверия, стыда, сомнений, вины, гнева, страхов закрепляется в мышцах.
Инстинктивно в ситуациях, сопровождающихся напряжением мышц, у человека увеличивается объем дыхания. Внешне у ребенка это проявляется плачем или криком. В таком случае увеличивается доступ кислорода, приводя затем к насыщению им тканей и к улучшению энергетического метаболизма (обмена веществ).
Логично предположить, что дети с таким напряженным состоянием мышц должны быть гипервозбудимы, гиперактивны для усиления дыхательных движений. То есть, налицо «озабоченность» организма реализацией своих реакций.
Попробуем рассмотреть необходимость повышенной двигательной активности при нервно-мышечном напряжении по состоянию ЦНС. Рассмотрим показатели ЭЭГ. Какова роль ЦНС в восприятии информации?
Мы знаем, что мышечный тонус и движения регулируются «программной организацией» ЦНС, подверженной влиянию сенсорных обратных связей.
Изменение на ЭЭГ у детей с постоянным воздействием невротизирующих факторов (в нашем случае, мамой, не отвечающей потребностям малыша), проявляется дезорганизацией альфа-ритма (основного ритма, синхронизированной ритмической активности, который обеспечивает организацию относительного покоя, как бы готовности к действию), наличием множественных тета-волн, усилением бета-активности. Появляется десинхронизация биоэлектрической активности мозга.
Если раздражение носит эмоциогенный характер, эта реакция длительная. Если раздражение не носит эмоциогенного характера, наблюдается достаточно быстрое восстановление альфа-ритма – через 0,5 – 2 сек. Значит, при повторяющемся невротизирующем воздействии на ребенка у него долго сохраняется десинхронизированная активность мозга, сопровождающаяся мышечным напряжением.
Найдены психологические корреляты десинхронизированного типа ЭЭГ: повышенная поведенческая активность, тенденция к независимости, агрессивности, повышенная психическая возбудимость. По мнению Я. Стреляу, это интроверсия, нейротизм, высокоэмоциональность, слабость нервной системы, высокореактивность, высокотревожность. На ЭЭГ больных со сформированными неврозами имеет место состояние десинхронизации разной степени активности.
Очень важно, что при выполнении или даже умственном представлении движения десинхронизированный ритм исчезает в зоне соответствующей корковой проекции. Появляется альфа-ритм, и происходит расслабление мышц. То есть, можно предположить, что повышенная двигательная активность невротизированному ребенку просто необходима.
Действительно, в детском возрасте неврозы отличаются преимущественной выраженностью соматовегетативных и двигательных нарушений при отсутствии личностных переживаний этих расстройств. Всё это обусловливает преимущественное преобладание у детей моносимптомных неврозов в виде навязчивых движений, заикания, тиков, расстройств сна, аппетита, энуреза, энкопреза. Возникает потребность в движении, двигательное беспокойство. Мышцы как бы «стремятся освободиться» от напряжения.
Данные биохимии, физиологии тела человека подтверждают предыдущую логику размышлений о гиперактивности как защите организма от чрезмерного напряжения.
Итак, можно сделать вывод о формировании и закреплении невротичного статуса у ребенка при невротичном воспитательном воздействии на него.
Будет ли являться успешным такой человек? Нет. Организм тратит энергию на защиту от внутреннего напряжения лишними движениями, вместо того, чтобы реализовывать свой потенциал в новом опыте. И поэтому ребенок получается как бы «неуспешным».
Напрашиваются выводы.
1. При увеличении невротичности матерей неизбежно должна увеличиваться невротичность детей.
2. Значит, неизбежно увеличение количества движений в обществе. То есть, увеличится общая суетливость, при которой люди могут совершать необдуманные действия.
3. Кроме того, восприятие вновь поступающей информации при этом будет направлено в сторону обороны, защиты от этой информации. В таком случае суммарно направленность развития государства будет оборонительной. А не созидающей. Такое государство, к сожалению, тоже будет являться неуспешным.
Следуя логике размышлений о влиянии психофизиологии матери на формирование психофизиологии ребенка, изменение подхода матерей к воспитанию детей может дать возможность укрепления нации — путем сохранения психосоматического и духовного здоровья.