Важность целостного подхода к человеку в единстве его духовной, психологической и телесной ипостаси признается всеми представителями человековедческих наук. Тем не менее, существующий опыт в основном построен на методике разделения, дробления, и все мы рано или поздно становимся свидетелями удручающих последствий такого взгляда как на человека, так и на мир в целом. Для восстановления здоровья нации нужен целостный подход как к человеку, на различных уровнях его бытия в социуме, так и к окружающему миру.
Одной из главных причин сокращения численности населения России считается ухудшение физического здоровья мужчины и женщины, вступающих в брак, что может привести к бездетности семьи. Поэтому сохранение репродуктивного здоровья женщины и мужчины является приоритетным направлением охраны здоровья на государственном уровне.
Надо принять во внимание, что физическое и психологическое здоровье рождающихся детей определяет ресурсы нашей страны — духовное, трудовое развитие нации, политики, армии и т.д. Поэтому повышая ценность рождения и воспитания личности, мы можем укрепить национальное (психосоматическое и духовное) здоровье.
На наш взгляд, наиболее важная причина проблем демографии — она же первична по отношению к физическому здоровью потенциальных родителей — увеличение в обществе форм аномального родительского поведения, девиантного материнства, проявляющегося лишением жизни нерожденного (аборт) и рожденного ребенка, отказом от ребенка и формирования его жизни после рождения, жестоким обращением с ребенком, установкой быть «матерью-одиночкой», рождением и воспитанием одного ребенка (низкой репродуктивной установкой или отсутствием ее вообще [55, с.12].
Именно поэтому в настоящее время значительное место в социально-психологических исследованиях занимают вопросы развития семьи, материнства и детства.
Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине [52, с.3 — 4].
Изучение особенностей эмоционально-психологической готовности женщины к материнству представляется чрезвычайно важным для понимания путей передачи материнского инстинкта из поколения в поколения и сохранения здоровья нации [7; 11; 12; 14; 15; 52; 55; 56]. По мнению некоторых авторов, материнский инстинкт, являясь врожденным, ослабляется социальными установками. Это одна из наиболее проблемных областей изучения материнства, поскольку само понятие инстинкта, а уж тем более материнского инстинкта, недостаточно определено не только в психологии, но и в биологии [52, с. 8]. В современной биологии термин «инстинкт» практически не встречается, уступив место таким определениям, как паттерны поведения, фиксированные последовательности действий, нервные модели стимулов, сензитивные периоды, эпигенетические закономерности развития и др. В психологии же до сих пор встречается использование термина «материнский инстинкт». Следует отметить, что в современной научной литературе практически не встречаются работы, посвященные специальному сопоставлению использования категории «инстинкт» в психологии и биологии. В классической психологии инстинкт отождествлялся с влечением (психоанализ) или потребностями [52, с.6] .
Важность влияния матери на психическое и физическое здоровье ребенка подчеркивается многими исследователями [23; 32; 34; 52; 53]. Именно в раннем детском возрасте в общении с матерью у ребенка формируется базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни [32, с.16 — 25; 53, с.221-234; 56; 57]. Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости [16, с.43; 53, с.215-234].
Исследования подтверждают, что психосоматическое равновесие ребенка тесно связано с взаимодействием ребенка и матери [7; 15; 20; 23; 28, 30; 31; 43; 52; 53; 56; 57]. Известно, что при неправильном воспитании ребенка со временем неправильно формируется все его естество, и уже в дальнейшем, у взрослого человека, может сформироваться состояние нездоровья: на физическом уровне – в виде телесных, соматических болезней; на эмоционально-психологическом уровне – в виде душевных болезней – неврозов, эмоциональной и двигательной неустойчивости (возбуждения или угнетения), неспособности к эмоциональному резонансу, психозов: искажения взгляда на себя и окружающий мир; на духовном уровне – исчезновения потребности в познании мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Иными словами, «нездоровье» будет проявляться разнообразными страстями, зафиксированными во всем естестве, в зависимости от состояния духовной сознательности женщины и обученности сил ее души [30, с.32; 31, с.33; 43, письмо 20].
Мы знаем из исследований, что материнство — это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения [16, с.49; 52, с.5]. Отсюда, для изменения современной демографической ситуации в России, возникает необходимость изменения качества взгляда женщин и медиков на роды, как на неповторимый процесс рождения матерью-личностью ребенка-личности.
Однако в настоящее время иногда создается впечатление, что государственная система родовспоможения заботится не о качестве человека, а лишь о количестве человеческого материала.
Деторождение, находясь в зоне медицины, не имеет возможности развиваться как семейная культура и пока остается формой медицинских услуг.
В технологии проведения родов достигнуты заметные успехи, но в большом количестве случаев на роды стали смотреть как на процесс, требующий обязательного применения последовательных медицинских манипуляций, а роженица рассматривается в этой «системе» не столько как личность и основной участник, сколько как объект для проведения этих манипуляций. Лишь в последние годы акушеры всего мира заметили, что ни усложнение и совершенствование технологий родоразрешения, ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов не приводят к желаемому снижению осложнений и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности» [21].
Психоэмоциональный стресс стал хроническим у населения территорий России, отсюда быстро распространились заболевания психосоматического генеза, в том числе у беременных женщин [12, с.164 – 179].
Информационный поток, который вынуждена воспринимать беременная женщина часто является по отношению к ней агрессивным. Академик А.А. Батуев, руководитель Центра психофизиологии матери и ребенка при Государственном университете (г. Санкт-Петербург), рассматривает гестоз (осложнение беременности) как следствие социально-экономической проблемы, а также своими исследованиями подтверждает, что госпитализация беременных женщин в роддом порождает дополнительную тревожность и искусственную установку на поведение пациентки, а не матери, что, в свою очередь, повышает эмоциональную возбудимость и впечатлительность женщины. Внутренняя психологическая атмосфера роддома обостряется подчиненным, зависимым от «правил роддома» положением женщин (см. Приложение 4). Обходы, медикаментозная агрессия лечебных схем, консилиум со специальной медицинской терминологией, часто безапелляционное, авторитарное поведение врача, низкая культура обслуживающего персонала, слабое материальное обеспечение роддомов, которое становится заботой беременной — все это было обозначено, как неблагоприятная (часто просто травмирующая) среда для беременных женщин [6, с.8 — 12].
Современный человек, утратив стремление к Божественным идеалам, видит идеалом самого себя. Если душевные и телесные силы роженицы не подчинены работе духа, то она может быть подвержена растерянности и страху в родах. Женщина пытается бороться с ощущениями родовых схваток, напрягаясь физически вместо расслабления. Соответствующим образом меняется и ее психофизиологическое состояние [7; 27; 35; 48], создавая гормональный фон «защиты от родов», препятствующий протеканию естественных родов.
Р ебенок, проходя через родовые пути такой женщины, будет испытывать дополнительную нагрузку на свое тело и препятствия к рождению за счет избыточного давления на него сжатых родовых путей. Появляются условия для его травматизации в родах. Возможно и ослабление родовой деятельности. Обычно в таком случае в процесс вмешиваются медики. И роды переходят в еще менее естественную форму путем обезболивания их, медикаментозного влияния, ускоряющего процесс, вплоть до искусственного, оперативного, родоразрешения [2; 9; 27; 54].
Такие роды менее благоприятны для дальнейшего развития здоровья ребенка. Но еще более важно, что он запечатлеет в своем теле память страха, не получит памяти любви в самый трудный момент его жизни – при его рождении.
Казалось бы, безвыходная ситуация. Должно происходить уменьшение и ухудшение здоровья рода человеческого. Это мы, впрочем, и видим на данном этапе истории человечества (34).
Мы знаем из Священного Писания, что Сам Господь сказал Еве, изгоняя из рая ее и Адама, нарушивших заповедь послушания и целомудрия: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3, 18-19). Жена была «осуждена на подчинение мужу и на тяжелые страдания и болезни» в родах [4, с.42].
Однако у Апостола Павла сказано о женщине: «Жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и святости с целомудрием» (1 Тим. 2,15). Наиболее явно и эффективно спасение может произойти именно в родах. К сожалению, чаще у современной женщины этот процесс бывает кратковременным, не сопровождаясь дальнейшим целомудрием материнства.
Спасение — истинная цель нашей жизни, и цель эта «состоит в стяжании Духа Святого Божиего» [40, с.13]. Нет сомнения в том, что у спасенной матери и дети будут приближены ко спасению [44, с.18 — 46].
Каким образом спасение женщины и ребенка может происходить в родах? Каков смысл страданий в родах?
Законы истинной жизни определяются устроением человека, а не насаждаются ему извне: «Духовные потребности выше всех… Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей, так что ни то, чем удовлетворяется душа, ни то, чем удовлетворяется тело, не противоречит духовной жизни, а ей пособствует — и в человеке водворяется полная гармония всех движений и обнаружений его жизни: гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений» [43, письмо 18].
Если женщина стремится дать жизнь ребенку наиболее правильно, и не перекладывает трудности родов на окружающих людей, она будет стараться работать в родах. Терпя страдания, испытывая муки скорби и труда, с какими она в жизни больше никогда не встречалась так интенсивно по времени и сложности ощущений, женщина вынуждена меняться от схватки к схватке, приспосабливаясь к родовым ощущениям.
При этом, в конце периода схваток, она может дойти до собственной немощи. Т.е. стать «нищей духом» (Матф. 5, 3).
Именно в момент, когда она приходит к нищете духа, благодать сходит на нее. Именно тогда естество ее собирается благодатью по образу Божиему, выстраивается в единство духа, души и тела. Такие роды проходят естественно. В организме сохраняется баланс родовых гормонов. Сказано: «Претерпевший же до конца спасется» (Матф. 24, 13). И: «жена… когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости» (Иоан. 16, 21).
В естественном варианте роды происходят по любви. «Бог есть любовь», — сказал Апостол (1 Иоан. 4, 8). Даже в страхе, взывая к Богу, женщина идет к состоянию любви в родах. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение; боящийся несовершенен в любви» (1 Иоан. 4, 18). Если во всем естестве – духе, душе и теле — рожающей женщины присутствует любовь, то отпадает необходимость в медицинском вмешательстве.
Таким образом, устремленная в родах к Богу женщина, проходя через скорбь, приобретает опыт терпения, смирения и любви и передает любовь ребенку. Роды ее протекают максимально естественно, поскольку любовь это состояние не только души и духа, но и плоти. Это и имеется в виду, говоря о спасении через чадородие.
(продолжение следует)