Современная демографическая ситуация в России — снижение рождаемости, естественная убыль населения — заставляет обратить особое внимание на родовспоможение.
Очевидная причина сокращения численности населения − ухудшение физического здоровья мужчины и женщины, вступающих в брак.
Более же глубокая причина проблем демографии, ведущая, в том числе, к ухудшению физического здоровья потенциальных родителей − это изменение традиционных духовно-нравственных ориентиров общества на «достижения демократии» и, как результат, снижение материнского инстинкта.
Многими исследованиями подчеркнуто, что ослабление материнского инстинкта приводит к ослаблению здоровья потомства.
Мы позволим себе высказать суждение, что при сниженном материнском инстинкте мать неправильно (патологически) подходит к воспитанию ребенка.
Как результат, неправильно (патологически) формируются силы его естества, что в дальнейшем, как правило, проявляется нездоровьем физическим, душевным, а чаще всего − духовным.
Нездоровье мы понимаем как нарушение духовно-нравственных отношений человека с Богом, что выражается в нарушении целостности устроения человека. Говоря о разрушенной целостности отдельно взятого индивидуума, можно применить это явление и к целостности человеческого общества. В мире постепенно уменьшается творческий потенциал и накапливается разрушительный потенциал самости-эгоизма.
Само понятие инстинкта, а уж тем более материнского, недостаточно определено не только в психологии, но и в биологии. Несмотря на то, что потребность быть матерью заложена в женской природе, т.е. Творцом, общественные нормы и так называемые «демократические ценности» оказывают разрушительное влияние на проявления материнского отношения.
Выделим некоторые факторы современной жизни, негативно влияющие на появление и сохранение материнского инстинкта:
1) Из-за нарушения отношений человека с Богом процессы, происходящие в душе, а затем в теле человека, из нормальных физиологических переходят в патологические. Это относится и к физиологии родового процесса. Без помощи Бога роды протекают не естественно для организма, потому что естество роженицы не собрано воедино для труда в родах, тело и душа не подчинены духу;
2) психоэмоциональный стресс стал хроническим у населения территорий России, отсюда быстро распространились заболевания психосоматического генеза, в том числе у беременных женщин;
3) информационный поток, который вынуждена воспринимать беременная женщина, часто является по отношению к ней агрессивным;
4)оценка течения беременности и родов сводится преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. Этот этап жизни женщин полностью монополизирован медициной, для которой психоэмоциональная сторона беременности, родов и взаимодействие с новорожденными не является определяющей и поэтому не часто принимается во внимание.Это неблагоприятная (часто просто травмирующая) среда для беременных женщин. Не имея возможности в родах опираться на свои психофизиологические потребности, женщины вынуждены перекладывать ответственность на медиков.
Так обществу вместо естественной традиции навязывается неестественный образец материнского поведения, который в дальнейшем передается последующему поколению в процессе патологического воспитания.
Именно поэтому в своих исследованиях мы озадачились поиском точек приложения для изменения подходов к оздоровлению общества. Перед нами встал актуальный вопрос, каким образом можно подготовить современную женщину к родам так, чтобы она могла нести ответственность за ребенка, данного ей Богом, в своих родах.
Данное исследование представляется нам чрезвычайно важным для осуществления передачи методики формирования материнского инстинкта и сохранения здоровья нации в духовно-нравственной традиции русского народа.
Конечно, нас в большей мере устроило бы изменение качества взгляда акушеров на роды как на неповторимый процесс рождения матерью-личностью ребенка-личности. Но учитывая, что согласие с переменой взгляда происходит при наличии у человека потребности в изменениях, мы решили обратить свое внимание на женщину, готовящуюся стать матерью, для которой очень актуально собственное изменение в подготовке к материнству для того, чтобы хорошо родить данного ребенка.
Целостный подход, нами избранный на основе православной антропологии, показывает, что без воздействия Божией благодати невозможно собрать естество человека в гармоничном взаимодействии тела, души и духа. Это относится и к родовому процессу. В собранности естества состоит отличительное свойство женщины, ответственной за ребенка перед Богом, т.е. психически и эмоционально готовой к материнству.
Однако в ряде случаев мы увидели проблему, заключающуюся в том, что, несмотря на желание женщины родить здорового ребенка, на знание ею правил поведения в родах, на знание о необходимости устремления к Божией помощи, роды все-таки могут пройти неестественно.
Мы предположили и удостоверились на практике, что так происходит, когда женщина или «теплохладна», и поэтому не умеет быть стойкой в трудной ситуации, или находится в состоянии «самости» (гордости). Нет сомнения в том, что последнее служит главным препятствием на пути к Богу, как сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6).
Это последнее обстоятельство представляется особенно важным еще и потому, что опора на информированность, на свои знания характерна для современного человека. Но дело в том, что при этом он, получая опыт, часто не меняет свой взгляд, т.е. не происходит покаяния. В таком случае, для современной женщины вопрос о том, как настроиться на духовную нормальную жизнь, может вообще не возникнуть в течение ее короткой земной жизни.
К счастью, непростое время беременности и родов предъявляет повышенные требования к организации поведения женщины, чем и обуславливается великолепная возможность направления ее личности к Богу.
Изучая данную проблему, мы убедились, что к состоянию женщины, готовящейся к родам и материнству, можно применить модель святителя Феофана Затворника для выявления различных уровней ее духовной сформированности. Действительно, состояние женщины может быть: 1) духовно-нравственным, когда человек бывает или духовным – с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или духовно-душевным; 2) морально-этическим, когда человек бывает или душевным – с душевными понятиями, правилами и чувствами, или душевно-плотским; или 3) телесно-плотским — с био-физиологическими мыслями, делами и чувствами.
Кроме того, подход к родам неверующих женщин отличается от естественного, что влияет на их эмоционально-психологическое состояние, и нам это тоже пришлось учитывать.
Работа имеет научно-прикладной характер. Ее целью явилось определение подходов, приводящих к более высокому уровню духовной сознательности женщины в подготовке ее к материнству и родам по учению святителя ФЗ, с учетом состояния ее эмоционально-психологических факторов.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Описать устройство естества человека по учению святителя Феофана Затворника.
2. Определить понятие психоэмоционального фактора, как одного из показателей духовной сформированности женщины.
3. Дать анализ состояния эмоционально-психологического фактора женщин, готовящихся к родам.
4. Исследовать пути, приводящие к более высокому уровню духовной сознательности женщины в процессе ее подготовки к родам и материнству.
Объект исследования — методы подготовки современной женщины к родам и материнству.
Предмет исследования – эмоционально-психологические факторы, как показатели духовной сформированности современной женщины.
Методы исследования:
– теоретический – метод теоретического анализа и обобщения данных обзора научной литературы: богословской, психологической, медицинской и философской — по проблемам исследования с целью определения структуры и последовательности изложения работы;
– практический – эмпирические методы: метод научного наблюдения с целью получения подтверждения или опровержения результатов психодиагностического исследования и данных литературы, метод психолого-диагностического обследования с целью выявления особенностей направленности личности и состояния познавательной, эмоциональной и волевой сфер, метод опроса, метод анализа, метод консультационной беседы, метод констатирующего и формирующего эксперимента, методы психологической коррекции с целью оказания практической помощи женщинам, телесно-ориентированная методика.
В результате исследования определены методы подготовки женщин к родам, приводящие к более высокому уровню их духовной сознательности.
Гипотеза: Православный антропологический подход в родовспоможении с учетом психоэмоционального состояния женщины как показателя ее духовной сформированности является перспективной альтернативой традиционному медико-психологическому подходу для оздоровления нации.
Значение избранной темы для богословского сознания Церкви:
1). Впервые в православной медицинской науке поставлена задача понимания и систематизации основных условий формирования готовности женщины к материнству и родам.
2). Рассмотрен эмоционально-психологический фактор как показатель степени духовной сформированности женщины и влияние его состояния на протекание родового процесса.
3). Дано теоретическое обоснование и практическое применение программы подготовки женщины к материнству и родам на основе православного мировоззрения.
(продолжение следует)