2.1. Онтология страстей человеческих и подходы к исследованию влияния страстей на роды
«Не живет человек по-человечески, — говорит Святитель Феофан Затворник, — когда в нем не все силы естества в движении… Таков закон человеческой жизни» [43, письмо 3].
У нас возник вопрос, как можно озадачить современную женщину необходимостью изменения и становления в Боге? Мы позволили себе высказать предположение, что наиболее вероятно это может происходить в самих родах.
Для любой женщины роды являются хоть и естественным, но не ординарным процессом. Роды — испытание для женщины, так как этот процесс требует напряжения всех ее сил.
Насколько разум, чувства и воля будут правильно действовать в это время, зависит от того, куда направлена личность женщины и, как следствие, в каком иерархическом соотношении к моменту родов находятся части ее естества.
Для того, чтобы выработать подход и помочь женщине пройти роды как отрезок пути ко спасению, вначале нам надо понять, что произошло внутри человека в результате грехопадения. «Вот что, — как описывает святитель Феофан Затворник, — дух был властен над душою и телом, потому что состоял в живом общении с Богом и от Него получал Божескую силу. Когда пресеклось живое общение с Богом, пресекся приток и Божеской силы, дух, себе оставленный, не мог уже быть властителем души и тела, но был увлечен и сам завладен ими. Над человеком возобладала душевность, а чрез душевность – телесность, и стал он душевен и плотян. Дух хоть тот же, но без власти. Он заявляет свое существование то страхом Божиим, то тревогами совести, то недовольством ничем тварным, но его предъявлений не берут во внимание, а принимают только к сведению, всю заботу обращая на устроение своего быта здешнего, к чему и назначена душа, – и быта более вещественного, потому что здешняя жизнь посредствуется телом и что все телесное осязательнее и кажется нужнее» [43, письмо 20].
При этом надо принять во внимание, что природа человека «осталась та же, части и силы естества нашего остались те же, с теми же законами и требованиями.
Но не туда направилось наше сознание со свободою; чрез что возмутили взаимное соотношение наших частей и сил и, нарушив их первообразный строй, внесли расстройство в общую деятельность и жизнь человека, породив из себя особый класс разрушительных сил – страсти, не естественные нам, но возымевшие такую власть, что всеми силами нашими ворочают, как им угодно» [43, письмо 20].
Итак, после того, как личность зазналась и отвернулась от Бога, направление действия духа перевернулось в самого человека. Иерархия отношений естества нарушилась. Энергия духа стала служить услаждению души и тела.
Человек продолжает искать, это происходит по требованию духа, но ищет уже не Бога, а поступает по велению души. В душе же «мысленная часть редко держит себя достодолжно, предаваясь мечтам и рассеянности, и деятельная уклоняется от своего нормального направления, увлекаясь непостоянными желаниями, возбуждаемыми не потребностями естества, а пришлыми страстями» [43, письмо 8].
«Пришлые страсти», или, говоря психологическим языком, «эмоциональный опыт», откладываются в душе и теле человека в виде привычек: обид, страхов, гневливости и т.п. — «… познание ее (души), все строится только на основании того, что дает опыт» [43, письмо 9]. Далее святитель Феофан пишет: «В пожившем человеке все почти делается по навыку. Редко случается какое-либо предприятие или начинание, выходящее из обычного порядка дел и знаний. Так уж бывает, что сложившаяся жизнь требует соответственных себе дел. Как они повторяются часто, то естественно обращаются в навык, нрав, правило жизни и характер» [43, письмо 7].
Как происходит формирование навыка? Навык – действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля [41, с.393]. Изо дня в день повторяющиеся эмоциональные движения души в ответ на какие-то раздражители: взаимодействия с людьми, бытовые дела и пр. — сопровождаются повторением и закреплением телесных (физиологических) функций, потому что «душа воспринята личностью человека в сочетании с телом» [43, письмо 5]. Подтверждение находим в литературных источниках: «У человека несколько форм поведения, которым он не должен обучаться, — это врожденные рефлексы, дающие ему возможность выжить после появления на свет (сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и т.п.). В остальном развитие у ребенка навыков, необходимых для того, чтобы он мог включиться в группу себе подобных и приобрести независимость от нее, целиком зависит от взаимодействия с физической и в еще большей степени – с социальной средой» [16, с.36]. Так формируются социальные инстинкты.
Таким образом, навыки это привычное движение сил души: мышления, чувствования, воли, — зафиксированное в теле.
Т.е. тело тоже становится как бы «эмоциональным» по определенному навыку. И очень важно учитывать, что в таком случае силы души на основании закрепленного в теле опыта эмоционального отреагирования в сложных, незнакомых ситуациях будут проявлять себя по привычному алгоритму реагирования. Так может происходить, в частности, и в родах, которые в большинстве случаев «пугают» современную женщину.
Почему же ситуация родов является стрессовой для современной женщины?
Потому что, во-первых, ее мировоззрение составлено из совокупности установившихся понятий, и образ жизни — из совокупности навыков, правил и порядков.
Во-вторых, потому что женщина не научена собирать силы души и тела воедино и подчинять их духу. В таком случае легко происходит смятение сил.
И, в-третьих, потому что, к сожалению, во время беременности женщина может получить интересующую ее информацию о родах из многочисленных, но не всегда компетентных и необходимых ей источников: «Мыслительная деятельность души начинается именно порождением вопросов. В результате рождает мысли в ответ на вопросы. Или принимает готовые уже об этом мысли от других» [43, письмо 6]. Сведения о родах могут быть или пугающими или просто перегружающими мышление. Но для беременной женщины они значимы, так как ей предстоит неизвестный процесс – роды. Поэтому обо всем, что касается родов, в большинстве случаев она будет размышлять.
В ответ на развитие помыслов о различных неблагоприятных исходах чужих родов появляется эмоциональная реакция страха, которая сопровождается физиологическими изменениями в виде напряжения тела, вынуждающими отреагировать волевую часть души. Но если нет возможности при этом расслабить тело, событие родов запечатлевается в памяти образами страха и в теле реакцией напряжения: «В душу ничто не может войти помимо образов и памяти» [43, письмо 6].
В родах мышление и воображение, которые «не мыслят, …а – чернорабочие силы, подъяремные», обратившись к памяти роженицы, могут найти там запечатленные ранее образы: «Затем и последующая деятельность мыслительная опирается на образы и память. Чего не сохранила память, того не вообразишь, о том и думать не станешь» [43, письмо 6]. Эти образы, сформировавшиеся у беременной женщины под воздействием информации о чужих родах, не относящейся к ее реальности, способны произвести смятение чувств в ее собственных родах.
Парадоксально, но получается, что женщина, подверженная страху по образам чужих родов в своей памяти, воспринимает и свои роды неадекватно, как угрожающую ситуацию. Чувство страха и паники сопровождается выбросом стрессовых гормонов, которые вызывают в теле напряжение. А это отрицательно сказывается на протекании родового процесса.
Вот что пишет выдающийся французский акушер‑гинеколог Мишель Оден: «механизмы, которыми мы обладаем для выживания через производство потомства, гораздо более хрупкие, чем те, которые нужны для выживания особи. Согласно законам биологии, выживание особи имеет приоритет. В иерархии выживания половые функции идут ниже. Когда чья-то жизнь под угрозой, его сексуальное поведение подавляется, поэтому самосохранение может иметь приоритет над деторождением. Когда самка млекопитающего рожает, вид опасного животного испугает её и побудит выделять гормоны, такие, как адреналин. Этим будет прервано кровяное снабжение плаценты, и кровь будет брошена к мозгу и мышцам, с тем, чтобы животное могло бороться или быстро убежать. Но ценой выживания матери может оказаться смертельным дистресс плода» [34, с.30]. Необходимо пояснить, что дистресс – это уже перенапряжение работы нейроэндокринных механизмов, которое приводит к нарушению процессов здоровья. «Именно через этот механизм страх любого вида разительно подавляет все стороны половой жизни человека. В обществе с таким многообразием путей нарушения утробной жизни, родов, взаимоотношений матери с младенцем и грудного вскармливания не стоит удивляться существованию проблем на различных стадиях половой жизни человека» [34, с.30 — 31].
Таким образом, становится понятным, что в результате вышеописанной эмоциональной реакции возникает нарушение гормональной регуляции родового процесса, сопровождающееся дискоординацией родовой деятельности, что в дальнейшем требует медицинского вмешательства в процесс родов.
(продолжение следует)