Статья по бесплодию

DSC00063Рассмотрим психологические характеристики женщин, страдающих бесплодием. Возможность матки забеременеть и выносить ребенка находится в непосредственной связи со зрелостью психических процессов женщины. По определению  понятия (словарь психолога-практика), психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде. Психика в нашем случае – свойство женщины осознавать свои внутренние побуждения, определение своей жизненной позиции, а конкретно – желание иметь ребенка, в ответ на жизненные стимулы и определение меры ответственности за свое желание. Если такая позиция  не сформирована, то жизнь в целом является напрягающей для женщины.

Эти женщины склонны воспринимать мир как враждебный, пугающий, у них нет широты мышления в ситуациях, требующих ответственного «взрослого» поведения. Здесь можно увидеть признаки недоразвитой женской личности и неспособность поддерживать глубокие, взрослые, интимные отношения со своим партнером.

По данным Платта и соавт. (1973) в исследовании по ряду психометрических шкал супружеских пар, страдающих бесплодием, в сравнении с контрольными, было обнаружено, что в бесплодных парах и мужчина, и женщина рассматривают себя скорее как орудие внешних управляющих сил, других людей, событий, судьбы, чем своих собственных побуждений и мотивов.

Форма желания, форма «хочу» такой женщины не соответствует ее физиологическим параметрам. Желание иметь ребенка характерно для зрелой личности. По анкете ГУЗ ЧР «РПЦ» женщины, наблюдающиеся с проблемой бесплодия, среди стимулов желания иметь ребенка   называют такие причины как «пора по возрасту» (42%), «надоели вопросы окружающих о нашем будущем ребенке» (5%), «родили мои ровесницы и мне пора» (5%), «грустно, когда вижу детей» (21%), «ребенок скрасит одиночество в старости» (5%),  «пока здоровье позволяет» (11%), «хочу доказать всем, что я настоящая женщина» (11%), «интересно ощутить себя беременной» (11%), «с мужем давно чувствуем потребность в детях» (15%).

image0021

Напрашивается вывод о несформированности у таких женщин собственного взгляда на материнство, поскольку решение иметь ребенка складывается не из своих внутренних ощущений, побуждений, а под влиянием мнения окружающих (36%).

Мнение о возрасте и здоровье (53%) тоже не может быть основой для решения забеременеть, так как представления о собственном возрасте могут расходиться с психофизиологией репродукции.

Если к этому моменту у женщины не сформировался взгляд на ребенка как на автономную личность, какое же воспитательное воздействие на него будет проводиться в семье?

Известно, что развитие невротических, психосоматических расстройств у человека в немалой степени зависит от стиля его воспитания (в 80% по данным Мясищева В.Н. и Карвасарского Б.Д.). При этом воздействие родительской семьи простирается и на то время, когда человек уже сформировал собственную семью. В таком случае негармоничные личностные особенности человека, собирающегося стать родителем, явятся причинами негармоничного воспитания будущего ребенка. Таким образом, произойдет передача по наследству «незрелых» свойств психики, неврозов, психосоматических расстройств. Речь идет о здоровье поколений.

Получается, ребенок рождается по принципу «остатка»? Нерешенные родителем собственные внутренние проблемы будут решаться за счет ребенка?

Рассмотрим данные анкет.

Если обратить внимание на воспитательную направленность бесплодных женщин и женщин, имеющих детей грудного возраста, то можно увидеть заметную разницу. На вопрос, хотят ли они, чтоб ребенок был похож на них, были получены ответы (соответственно): «да, внешностью» — 58% и 30,6%; «да, характером» — 47% и 46%; «нет» — 11% и 25%.

image0041

А по желанию выполнения ребенком неосуществленной мечты родителей бесплодные и имеющие грудных детей женщины распределились следующим образом: «ребенок должен сам выбирать свой путь в жизни» — 53% и 75%; «да, ребенок должен соглашаться с мнением родителей» — 47% и 25%.

image0061

Таким образом, видно, что матери, в отличие от женщин с бесплодием,  более осознанно подходят к воспитанию ребенка, не навязывая ему свои убеждения. То есть, их потомство будет более здоровым, чем предполагаемое потомство у бесплодных пар.

Еще в 1953 году Е. Форд и соавторы исследовали психологические характеристики женщин, страдающих бесплодием, и выяснили, что ни одна из таких женщин в действительности не хочет иметь детей, у всех осознанное желание забеременеть обусловливалось невропатическими мотивами.

На физиологическом уровне подавленные эмоции могут проявляться возникновением бесплодия. П. Мозли (1976) пишет: «Отклонения в структуре, физиологии или химических процессах могут быть, в конечном счете, выявлены во всех случаях бесплодия и значительное число этих отклонений может быть результатом действия эмоциональных факторов, «очищенных и обработанных в различных отделах лимбической системы». У женщин с постоянной неудовлетворенностью жизнью идет повышенная секреция гормонов  общеактивирующего действия, являющихся антагонистами гормонов репродуктивной направленности, а также физиологической способности маточных труб и матки провести и принять оплодотворенное яйцо для его дальнейшего развития.

Как происходит взаимодействие между эмоциональными и когнитивными процессами? Мы сначала чувствуем, а только затем узнаем и понимаем то, что мы переживаем. Наше чувство задает направление нашей мыслительной деятельности. При этом оценочные операции, которые влияют на дальнейшее развитие эмоций, реализуются в уже эмоциональном мозге, но отнюдь не аффективно-нейтральном. По когнитивной теории эмоций А. Ортони и др. (1988) эмоция рассматривается как функция контекста, создаваемого субъектом.

Эмоций столько, сколько потребностей. Каждая потребность, возникающая в ходе взросления человека, должна быть физиологически, а затем психологически прожита и реализована на первых 5 этапах психосоциального развития до 20 – 25 лет (Э.Эриксон, 1963). При этом формируются такие сильные стороны личности, как уравновешенность, сила воли, целеполагание, компетентность, верность.

Если потребность не удовлетворяется, то возникают эмоции гнева, страха.  «Подавление» таких эмоций приводит к формированию чувства стыда, вины, неполноценности, ролевого смешения  в структуре личности. При этом человек может не осознавать свои ощущения и чувства. Он живет без  меры  чувств, без  меры  ощущений.

Но четко прослеживается  связь постоянного нервно-психического напряжения и жесткого  мышечного  каркаса. Эти  вопросы широко рассматривались В. Райхом, А. Лоуэном, И. Александером и другими.

Накопленное напряжение нервно-мышечной системы отражается в большем проценте неосвоенных телом эмоций у женщин с проблемами бесплодия. Данный показатель может являться  одним из показателей  «незрелой психики» и требует дальнейшего уточнения и интерпретации.

Интересно отношение женщины к своим ощущениям в исследуемых группах. Уровень реакции тела на прикосновения к межреберным участкам  у женщин с бесплодием выше, чем у матерей грудных детей: «выраженная реакция» в 63% и 43% случаев; «слабо выраженная реакция» – 37% и 47%; отсутствие реакции — 0% и 10% соответственно.

image0081

По отношению к слезам женщины с проблемой зачатия более скудны в проявлении чувств: 5,3% сдерживаются всегда, 26,3% плачут часто от обиды, 52,6% сентиментальны, лишь 15,8% позволяют себе плакать «от души». У женщин-матерей распределение таково: 1,4% — 25% — 41,7%- 33,3%. У последних отмечается большее доверие и свобода выражения внутренних побуждений, меньшее стремление к «подавлению» эмоций.

image0101

Таким образом часть эмоций проживается ими на нервно-мышечном уровне, приводя через слезы «от души» к расслаблению тела, а значит, снижению уровня «стрессовых» гормонов.

На наш взгляд, состояние гормонального фона, матки и придатков у женщин и состояние спермы у мужчин отражает психическую зрелость личности. Исходя из этого, можно предположить, что накопленные и освоенные телом человека в процессе взросления ощущения от жизни отражаются предоставлением возможности передачи информации следующему поколению, «знанием и умением» репродуктивной системы выполнять свои функции.

В рамках этого взгляда, возможно рассматривать и психофизиологию женщины, и психофизиологию мужчины, а также формы их влияния друг на друга. В  последнее время процесс беременности рассматривается не как процесс только женщины, но как процесс «беременной пары». Бесплодие это сопряженный феномен, и с уменьшением проявления его у одного из партнеров, например в результате лечения, могут наблюдаться более резкие его проявления у другого. Почему же процесс зачатия не считать процессом двоих на психофизиологическом уровне?

Мы можем сделать предположение, что форма бесплодия сама по себе может явиться формой ограничения роста количества людей, которые будут обладать  незрелыми психофизиологическими качествами.

На наш взгляд, целесообразно направленное проведение мультимодальной психотерапии, включающей когнитивный, психоаналитический, телесноориентированный подходы с целью создания оздоровительно-воспитательной среды для потенциальных родителей.