2.2. Результаты исследования готовности личности к участию женщины в родах

IMG_04602.2.1. Уровни жизни, или степени духовной сформированности беременной женщины

Для лучшего понимания сути процесса родов, обратимся вначале к устроению нашего естества, проведя параллели между психологическим учением и учением святителя Феофана Затворника о душе человека.

Устроение души изучается наукой психологией. Психоэмоциональный фактор, или, одним словом, психика, рассматриваемый в нашей работе, это есть силы душевного тела человека, а именно: процессы познавательные, к которым относятся ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь; процессы эмоциональные, проявляющиеся эмоциями, чувствами, аффективным реагированием, стрессами; волевые, которые отражаются в борьбе мотивов, принятии решения, постановке цели.

Мы знаем, что для естественных родов необходимо соблюдать иерархию устройства естества: «По естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное – а за ними и все свое внешнее, т.е. жизнь семейную и общественную. Се – норма!» [43, письмо 12]. Личность человека, вообще, стоит вне материальной природы. Она управляет всеми силами человека, материальным естеством, и «творит себе формы».

Для выбора подходов, приводящих к более высокому уровню духовной сознательности женщины, вначале нам надо разобраться в уровнях, или ступенях духовной сформированности: «Кто хочет успешно врачевать болезнь, должен доискаться причины ее. Без того лечение не может иметь правильного течения и успеха» [43, письмо 18].

Святитель Феофан пишет, что есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душевная, есть душевно-телесная, которой присущи наблюдения с воображением и памятию, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений, есть телесная [43, письмо 12].

Каждая женщина может жить то одной, то другой, то третьей жизнью и, судя по тому, какою жизнью живет, получает особый характер, отражающийся и в ее мироощущении, мировосприятии, мировоззрении, в ее правилах поведения и чувствах. Согласно теории личностных черт, в психологии личность описывается как «состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение» [38, с.2].

На какой бы степени ни находилась женщина, другие стороны ее жизни тоже проявляются, то ни на одной степени она не бывает закабалена окончательно, но всегда имеет возможность переходить с одной степени на другую, ослабив одну сторону своей жизни и усилив другую. Так и духовная женщина может ниспасть в душевность и телесность, когда возлюбит душевное и плотское, и плотяная — подняться до духовности, если взыщет духовного [43, письмо 12]. На это-то мы и опираемся в нашей подготовке.

Женщина более высокого уровня духовной сознательности отличается свободным и ответственным выбором своего поведения в родах: «Человек всегда свободен. Свобода дана ему вместе с самосознанием и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности. Погасите самосознание и свободу — вы погасите дух, и человек стал не человек» [43, письмо 12].

Но в наших наблюдениях мы увидели подтверждение слов святителя о том, что женщине «не одинаково легко и удобно двигаться, сверху ли вниз идет она или снизу вверх», и что эти движения могут совершаться в ней быстро и часто» [43, письмо 12]. Поэтому в ситуации повторяющихся схваток женщине необходимо в случае падения вновь и вновь подниматься до духовности: «Человек, себя сознающий и свободный, есть виновник своего состояния внутреннего и что если он, попав в такое состояние, которое одобрить нельзя, остается в нем, то сам виноват в том и ответен пред Богом и людьми» [43, письмо 12].

«…Что касается до душевности и телесности, то они сами по себе, как замечено уже, безгрешны, как естественные нам; но человек, сформировавшийся по душевности или, еще хуже, по плотяности, не безгрешен. Он виновен в том, что дал в себе господство тому, что не предназначено к господству и должно занимать подчиненное положение. И выходит, что, хотя душевность естественна, быть душевным человеку — неестественно; так же и плотяность естественна, но быть плотяным человеку — неестественно. Погрешность здесь в исключительном преобладании того, что должно стоять в подчинении» [43, письмо 12].

Духовно сформированная женщина рожает максимально естественно: «Когда у кого господствует духовность, тогда… он не погрешает, во-первых, потому, что духовность есть норма человеческой жизни и что, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек» [43, письмо 12]. Дух подчиняет себе все психоэмоциональные проявления и пронизывает тело женщины, делая все движения внешние и внутренние – биохимические и физиологические – гармоничными в процессе родов.

(продолжение следует)