Что такое слово?
Человек произносит слова. Слова отражают его взгляд на что-то. Взгляд человека на что-то является отражением сформировавшихся в его памяти образов действительности: предметов, действий и т.п. Вот что пишет об этом святитель Феофан Затворник: «Как только заметили Вы что-либо вовне посредством своих чувств или выслушали рассказ других о том, что они заметили своими чувствами, тотчас все то воображение воображает и память запоминает; и в душу ничто не может войти помимо образов и памяти. Затем и последующая деятельность мыслительная опирается на образы и память. Чего не сохранила память, того не вообразишь, о том и думать не станешь. Бывает, что мысли прямо рождаются из души, но и они тотчас облекаются в образ. Так что мыслительная сторона души вся есть образная».
Следовательно, слова показывают внутренний мир человека.
А если человек молчит? Остается ли в нем этот сформированный внутренний мир? Конечно.
Можно не произносить слова. Можно их думать. Что, возможно, будет иногда более честным. Потому что мы можем произносить слова, приятные людям, чтобы люди не считали нас глупыми, невоспитанными и т.д. А на деле сказали бы совсем другое. Т.е. мы лицемерим.
Иногда мы даже не задумываемся над смыслом слова, а искренне считаем, что наш взгляд на жизнь является неоспоримо правильным. И удивляемся тому, что не все так считают. Даже негодуем, гневаемся иногда.
Иногда мы задумываемся, что что-то не так в нас самих, но не можем понять, что именно. При такой направленности жизненные обстоятельства, данные Богом, (что не всегда сразу мы понимаем), обычно подталкивают нас к изменению взгляда .
Лицемерие, категоричность, растерянность и прочее внутреннее как бы имеет запах. Как-то неосознанно мы можем ощутить несоответствие внутреннего и внешнего в человеке. Мы можем ощутить, спокойно нам с человеком или напряженно, согревается душа рядом с ним или становится дрожащей и голодной.
Может быть, мы выдыхаем слова? Излучаем?
Сказано: «Вера без дел мертва». Есть ли здесь ключ к пониманию проявления внутреннего слова?
Что же такое дело? Начинается оно с малого — действий телесных в ответ на мыслительный процесс (т.е. с физиологического сопровождения мыслей): изменение сердцебиения, дыхания, состояния мышечного тонуса, состояния кислотно-щелочного баланса, изменение молекулярного состава тканей и жидкостей организма. Т.е. продолжение мысли идет уже в реальных жизненных проявлениях.
«Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен» – пишет Феофан Затворник. И размышляя, советует далее: «Установив здравые понятия об устроении человека, получим вернейшее указание на то, как человеку следует жить.
Мне думается, что многие потому и не живут, как следовало бы, ибо ошибаются, полагая, будто законы жизни навязывается человеку извне. Поэтому не туда направляют свои жизненные силы.
По сути же законы окружающей нас жизни исходят изнутри самого человека. Устройство человека требует таких законов, которые бы позволили ему жить.
Если бы люди были правильно научены и твердо убеждены в том, что так оно есть на самом деле, то не стали бы перечить Истине и отступать от Законов».
Так значит, если думать правильно, то и выдох будет правильным? Тогда это ПРАВОСЛАВИЕ. Правильное прославление Бога. Благодарение за то, что Он дал возможность увидеть, понять, измениться. Жить по заповедям.
Когда слово только еще предполагается, пока еще нет для него соответствующего дыхания. Лишь потом это слово закрепится дыханием. И, возможно, будет произнесено. Но прежде чем выдохнуть правильное слово, надо сотворить правильное слово. А если состояние нашего естества неправильное?
Повторюсь. «Вера без дел мертва есть». Дела ведь это не только передвижения тела в пространстве и движения рук, к примеру, но и внутреннее движение. И движение исправления естества – тоже движение. Как, например, не разгневаться или просто проглотить гнев? Или высказать что-то спокойно, не гневаясь? А для этого надо успеть как бы «продышать» покаянно — это дело, угодное Богу для исполнения заповеди «возлюби ближнего». Получается, что творение слова Истины это исправление своего характера, мировосприятия по заповедям, с прилагаемыми внутренними усилиями.
Еще сказано: «Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой…»
Можно просто верить. Но вера действенна: она создает спокойствие в Боге. Личное с Ним общение. Идет молитва. Доверие к тому, что показал Бог. Это уже делание. Помышлением, словом, действием (дыханием, успокоением частоты сердцебиений и т.п.).
Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1Фес. 5,17,18).
В благодарной молитве нет напряжения сопротивления обстоятельствам (психофизиологически). Есть смиренное мудрствование о своих недостатках: благодарность Богу за увиденное. Значит, нет самости и своеволия, как отражения действенной части души. И возможно выправление внутреннего неправильного состояния, внутреннего привычного движения самого себя, того в тебе, что не от Бога, т.е. страстей, или характера. Феофан Затворник так и пишет: «Страсти Бог не сотворял».
Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн.1,1).
А ведь цель человеческой жизни – обожение.
Есть над чем задуматься…