О покаянии (2009)

Как прийти к спасению? Феофан Затворник дает ответ: «Евангелие возвещает: куда и зачем бежать? Иди под сень Креста – и спасешься» .

Речь идет о покаянии. Покаяние это изменение образа мышления.

Иоанн Предтеча сказал: «покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное… приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Матф.3:2,3). Т.е. чтобы быть святым и непорочным и научиться любви Божественной в себе, надо покаянием очиститься. И тогда «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизится, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими. И явится Слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис.3-5). И станет все просто и ясно.

Каждый раз, чтобы измениться, надо умереть во грехе. Согласиться, что ты грешен. Т.е. смириться с тем, что это в тебе есть. «С миром» отнестись к тому, что дал увидеть Господь в себе самом, т.е. признать, а не отрицать это, пытаясь оправдаться.

Да, будет стыдно.

Но ведь, как пишут святые отцы, покаянием все исправляется!

Лишь одно условие – покаяние должно быть искренним.

А оно является глубоким и искренним только тогда, когда происходит в целом естестве: в духе, в душе и в теле. Иначе оно будет формальным – только пониманием, но не прочувствованием греха. Для начала, возможно, и это неплохо. Но продолжение необходимо. Иначе можно даже возгордиться: «Вот как я все в себе понимаю!»

Один из первых даров Божиих – дар видения своих грехов. Это очень важный момент: «Дух Божий возбуждает, благовестив, указывает, за что взяться», потому что «без Евангелия такое пробуждение духа нашего было бы пагубно, ибо неизбежно ввергало бы человека в отчаяние» . Почему так было бы?

Жил-жил себе человек обычной мирской жизнью. Вдруг через совесть открывается видение своих грехов, т.е. того, что ты живешь не так, как следовало бы по заповедям Божиим.

Начинается движение души: чувств, мышления, воли.

Любой же психический процесс (восприятие, память, мышление и т.п.) сопровождается изменением состояния и телесной части естества, потому что «отношение к телу душа поддерживает, не учась, по внутреннему понуждению, данному ей при сотворении. Это обнаруживается в ней в виде инстинктов» .

Обычно мысли идут назад или забегают вперед (в виде сожаления или мечтаний или страхов). «Что наблюдаем в нашей мысленной области? – пишет Феофан Затворник. — Непрерывное движение образов и представлений без всякой определенной цели и порядка. Помышления за помышлением восстают! То дружно устремляются куда-то, то спорят друг с другом, то забегают вперед, то возвращаются назад, то отбегают в сторону, ни на чем не останавливаясь. Это не обсуждение действительностей! Это – блуждание и рассеяние мыслей! Следовательно, – состояние, совсем противоположное тому, чем бы следовало являться нашей мыслительной силе, – болезнь ее! Однако же, столь внедрившаяся в наше естество и общая всем!»

Мы так закоснели в нашем восприятии мира, что тела наши тоже закосневшие. Вся физиология и биохимия тела застывшая, привычная к определенному мировоззрению. «В пожившем человеке все почти делается по навыку… Так уж бывает, что сложившаяся жизнь требует соответственных себе дел. Как они повторяются часто, то естественно обращаются в навык, нрав, правило жизни и характер» , — читаем у Феофана Затворника. Характер закрепляется психофизиологически.

И если сознание наше потревожить совестью, то естественно возникнет беспокойство души, которое обязательно будет сопровождаться беспокойством тела в разной степени, до болезненности. Не зря бесноватый в Гадаринской стране, увидев Иисуса, хоть и «прибежал и поклонился Ему», но «вскричав громким голосом, сказал: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! » (Мк.5:6,7).

Почему так происходит?

Любое непривычное болевое воздействие, физическое или психологическое, может вызывать определенный уровень активности организма. Человек обычно реагирует на напрягающие ситуации привычными реакциями протеста: гневаясь, обвиняя людей, унывая и т.п.. Тело при этом тоже будет подвержено влиянию типичных эмоций, напрягается и дает стереотипные реакции сброса напряжения различными способами (плач, крик, апатия, болезнь).

Обличитель — совесть — по сути, является раздражающим фактором, включающим механизмы адаптации, защиты организма. Душа протестует.

Познание себя – напряженный душевный процесс: «Вы ни одного не найдете человека, который бы мог постоянно вести серьезный труд мышления, не подвергаясь рассеянию и блужданию мыслей, отрывающих его от дела и увлекающих в разные стороны» , — находим у Святителя.

И тело тоже реагирует на осознание своих грехов. Мы говорим: «Совесть замучила. Болит душа», т.е. имеет место телесное ощущение, происходящее от бестелесных мыслей.

Процесс покаяния – напряженный психофизиологический процесс. Это стресс для организма. Стрессовая реакция – нормальная, неспецифическая, генетически детерминированная реакция, часть ответа организма в общем адаптационном синдроме. При этом увеличивается мышечное напряжение, учащается сердцебиение, повышается артериальное давление и нервное возбуждение, усиливается потоотделение, изменяется волновая активность мозга, перераспределяется кровь в организме. При таких физиологических параметрах правильным является проявление физической активности.

Но в современном обществе редко используется реакция борьбы или бегства. Тогда продукты деятельности стрессорных механизмов накапливаются. В результате этого повышенная стрессовая реакция становится затяжной, приводя к развитию дистресса (истощения реакций) и расстройству здоровья.

При этом из двух характеристик – длительность и сила действия стрессора (вызывающего стресс фактора) – длительность является более важной. Эти данные подтверждают сказанное Феофаном Затворником о том, что при продолжающемся обличении совести без надежды на выход из мучений неизбежно возникало бы отчаяние. Отчаяние, как отражение истощения защитных механизмов. Вспомним: «без Евангелия такое пробуждение духа нашего было бы пагубно».

Но Бог Сам хранит человека от такой перегрузки. «От свободы человека зависит и мера дара Божия, — пишет архимандрит Софроний (Сахаров). — Дары Божии сопряжены с известным подвигом, и когда Бог предуведает, что человек к Его дару отнесется так, как должно отнестись, то этот дар изливает «независтно». Можно сказать, что причиной большего или меньшего дара является предуведанный Богом ответ человека на действие благодати» .

Т.е. пока наше тело-плоть, как часть естества человека, не готово к определенному уровню стрессового воздействия (в данном случае – осознания своего конкретного греха), то и покаяние, по-видимому, не может быть глубоким и продолжительным. Больше, чем человек может удержать, Бог не дает. Иначе может возникнуть отчаяние, как проявление несогласия с волей Божией, неверия в промысел Божий и отсутствия надежды на Божие милосердие. Если человек не готов к потрясению духа, души и тела, Бог не дает познать больше.

Как правильно пройти муки совести?

Вот пример покаяния из жития Марии Египетской: «Отчаявшись, я со стыдомотступила и встала в углу притвора. Очнувшись, я подумала, какая вина не дозволяет мне видеть Животворящее Древо креста Господня. Свет спасительного разума, правда Божия, освещающая душевные очи, коснулась сердца моего и указала, что мерзость дел моих возбраняет мне войти в церковь. Тогда я стала горько плакать, с рыданиями бить себя в грудь и воздыхать от глубины сердца». Что же заставляло Марию Египетскую так воздыхать? Сознание своей немощности. Глубокое покаяние одновременно с просьбой о помощи. Она признала себя грешной полностью, без самооправдания.

И что же произошло? Далее из жития: «Долго я так плакала, крепко ударяя себя в грудь, и, наконец, как бы свет разливался вокруг меня, и я успокаивалась от волнений».

Т.е. на самом деле все очень просто. Надо согласиться, что ты грешен в том, что сейчас увидел в себе, и искренне воздохнуть, возопить об этом. Не искусственно набрать воздух в легкие и выдохнуть, а от глубины раскаяния, стыда за свой эгоизм. Чтобы сердце было «сокрушенно и смиренно» (50 псалом).

И в таком состоянии сердца человеку Богом даруется прощение.
Иоанн (Крестьянкин): «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается…» … Духом Святым оживляется всякая душа, даже самая-самая грязная и смрадная от грехов и пороков… Но если она потянется к Богу, если захочет очиститься, Святой Дух, ниспосланный Христом Спасителем от Отца в помощь нам, совершит это чудо! Он очистит грешную душу, — и очищенную возвысит до степени святости. Только бы пожелал этого человек».