Культура телесных отношений матери и ребенка (доклад на конференции)

DSC07530Емешева Л.Ю., Емельянова О.Н., Рехтина В.А., Гарифуллин Г.Г.
АНО «Перспектива», ГУЗ «Республиканский перинатальный центр» МЗ ЧР

Можно ли рассматривать общение ребенка с матерью как культуру телесных отношений? Культура телесных отношений это, в нашем понимании, расширение освоенности внутреннего пространства своего тела.

Насколько необходимо человеку введение в культуру телесных отношений? Освоенность человеком своего внутреннего пространства ощущений дает пластику движений, стабильные состояния психики, уверенность и гибкое мышление.

В каком возрасте формируется культура телесных отношений?

Вопросы хронического напряжения мышц человека, которое сопровождается психосоматическими расстройствами, широко рассматривались Райхом, Лоуэном, Александером и другими авторами. Была прослежена связь жесткого мышечного каркаса и ригидного мышления. Истоки этого лежат в детстве и даже раньше.

Мышечное чувство – комплекс ощущений, возникающих благодаря работе мышечной системы организма. Понятие введено И. М. Сеченовым, который трактовал его как особую форму познания пространственно-временных отношений внешней среды, а не как отражение состояний самой мышечной системы. Согласно Сеченову, именно слабая осознаваемость сигналов мышечного чувства, его «темнота» дали повод Канту считать пространство и время априорными формами познания.

Мы можем остановиться и рассматривать вопрос грудного вскармливания, мы можем рассматривать вопрос о том, как ребенок учиться ходить, в какое время ребенок учится говорить. Но если мы с грудничкового возраста озадачимся вопросами вариативности мышления, его гибкости, то это уже аспект социализации человека и проявления его качеств как лидера.

Мир ребенка это мир ощущений, мышление же вторично. Находясь в теле матери во время ее беременности, ребенок получает ощущения через ее матку. После рождения ребенок набирает ощущения от матери, соприкасаясь с ней во время кормления, и просто взаимодействуя с ней при общении. Мать ребенка имеет определенную структуру тела, она может находиться в разных пространственно-временных состояниях в зависимости от решения ею бытовых вопросов. Ощущения, получаемые ребенком от матери, могут устраивать ребенка или нет. Возникает внутренняя неудовлетворенность, внутренний дискомфорт, требующий разрешения, освоения в теле. На биохимическом уровне это стрессовая реакция организма, для реализации которой необходим поиск комфорта.

Если дать ребенку выразить себя в крике, плаче, телодвижениях, происходит реализация его поиска. При этом идет гармоничный процесс интеграции психологического и физиологического опыта переживаний. У малыша как бы утверждается равновесие ощущений и сил под перспективное развитие. От того, насколько богат опыт освоения телом ощущений в детстве, зависит зрелость психики во взрослости.

Малыш получает более полное ощущение себя от мамы, внимание которой направлено на свои ощущения от взаимодействия с ребенком. Такая мама понятнее ему. Во время потери собственных ощущений мамой ее повседневные мысли становятся далекими от процесса кормления. При этом естественно кормящие матери могут выравнивать собственные состояния состоянием ребенка, что по гештальт-терапии называется «здесь и сейчас». Тогда даже при эмоциональном напряжении спокойное поведение дает возможность решения женщиной вопросов бытового порядка и по уходу за ребенком.

По нашим наблюдениям, массаж кормящей матери выравнивает ее собственное состояние. Женщина при этом готова к более полному восприятию себя и ребенка, что сказывается на ее объеме молока и на сохранении палитры ощущений, получаемых от ребенка. Соответственно, у ребенка создается база состояний, формирующих устойчивую психику, продуктивное мышление, психосоматическое здоровье. Таким образом, здоровье нации, выработанное только в одном — в устойчивом кормлении – вызовет стабильность состояния общества.

Если мама во время кормления грудью делает ребенку массаж, происходит внесение своевременных, оперативных изменений в формирование чувства омниопотенции (всемогущества и подчиненности себе всего мира). Если ощущений, получаемых через молоко при кормлении, недостаточно, через тело проходит дополнение ребенка ощущениями. Формы движения при этом могут быть разные: поглаживание, продавливание. Увеличивается тепловой разогрев в теле и у матери, и у ребенка. И тогда по соматическому состоянию ребенка мать определяет правильность воздействия на ребенка. Например, по движению губ (растягиваются или нет), как начинает дышать (захлебывается или нет), по положению ног (раздвигаются или нет). Здесь передается сердечный ритм, вложены переживания: радость, сохранность, беспокойство, защита.

Неоднообразная форма массажа предполагает философию массажа. Кто как делает массаж? С какой позиции он подходит: с религиозной, бытовой, физической, то есть, вынужден делать? В этом заключается свобода мышления, ограниченный или расширенный диапазон передаваемых ощущений. Тогда можно рассматривать массаж как интуитивную форму мышления обоих: и матери, и ребенка.

Чем свободнее мать, тем свободнее ее мышление. Можно допустить, что внутренняя свобода это высоконравственное состояние человека. Когда Мария кормила Христа, были ли у нее какие-то «комплексы» или она читала молитву? Пела ли она ему колыбельные? Каково состояние кормящей матери, читающей молитву и слушающей «татушек»? Мы знаем, что у коров после прослушивания классической музыки увеличивается объем молока. А если перенести эксперимент на женщину? Какие параметры молока изменятся? Объем, жирность, состав микроэлементов?

Когда человек получает пищу, она дает ему силу двигаться, познавать. Что дается ребенку с молоком матери? Ведь молоко дает возможность ему передвигаться в пространстве и во времени. Каким образом идет это движение? Движение в согласии с тем человеком, от которого он берет молоко? Или у него самого что-то заложено в противоречии с тем молоком, которое дает мать?

Если у ребенка возникает передвижение с тем молоком, которое дает мать, при условии ограниченности матери во временных пространствах, идет прямая наследственная связь ограничений. То есть ряд заболеваний соответственно может передаваться «с молоком матери».
В этом заключен вопрос здоровой наследственности.