Эмоционально-психологический фактор как показатель духовной сформированности женщины в процессе ее подготовки к материнству и родам по учению святителя Феофана Затворника

DSC03639

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступительное слово

Введение

Глава 1. Состояние психолого-эмоциональных факторов в проблемном развитии процесса подготовки современной женщины к родам и материнству

1.1. Проблемы изучения факторов современной жизни, негативно влияющих на проявление и сохранение материнского инстинкта

1.2. Актуальные вопросы подготовки женщины к родам

1.3. Модель устроения человека по учению Святителя Феофана Затворника

Выводы по первой главе

Глава 2. Характеристика факторов эмоционально-психологической готовности женщины к родам и материнству в подготовительный период

2.1. Онтология страстей человеческих и подходы к исследованию влияния страстей на роды

2.2. Результаты исследования готовности личности к участию женщины в родах

2.2.1. Уровни жизни, или степени духовной сформированности женщины

2.2.2. Реализация связи души и тела через инстинкты в родах

2.2.3. О разнице родов женщины «гордой» и «смиренной»

2.2.4. О покаянии в родах. Психофизиологические аспекты покаяния

2.2.5. О проявлении «горячности» и «теплохладности» в родах

2.2.6. О здравомыслии и благоразумии в родах

Выводы по второй главе

Глава 3. Формирование эмоционально-психологической готовности женщины при подготовке к родам

3.1. Единое на потребу

3.2. Подготовка душевных сил

3.2.1. Подготовка к правильному восприятию ощущений

3.2.2. Борьба со страхом – противоречие помыслу

3.3. Подготовка тела – обучение смирению

3.4. О молитве в родах

Выводы по третьей главе

Заключение

Вступительное слово

Моя профессия связана с людьми. 15 летний опыт работы врачом-педиатром озадачил меня вопросами связи здоровья ребенка с воспитанием его в семье. Я увидела, что если не поменять подход родителей к ребенку, то болезни, появившиеся и вылеченные у него однажды, будут возвращаться снова и снова, будут приобретать хроническую форму, рецидивировать и утяжеляться.

Несогласие с тем, что меня не устраивало в моей работе, вызвало потребность получить второе образование и смену врачебной специальности на психотерапевтическую.

Смене деятельности способствовала надежда улучшить положение дел со здоровьем детей в нашей республике, работая с родителями, показывая им неправильность взгляда на воспитание детей и меняя их подход к детям. Для этого родителям приходилось рассматривать самих себя, свои личностные качества. И они каким-то образом пытались поменять свой характер. Эта работа давала возможность проводить профилактическую работу с родителями.

Оставалась какая-то неудовлетворенность результатами.

Поэтому я попробовала поменять сроки начала работы с людьми. С 2002 года работа проводится с женщинами, только еще собирающимися стать матерями, в Президентском перинатальном центре Чувашии.

Со временем я увидела, что чего-то не хватает в нашей программе. Роды происходили механически, физиологически. Не было чего-то главного. Казалось, что можно рассматривать вопрос еще глубже. Меня уже не устраивал чисто материальный взгляд на состояние человека, на болезни. Присутствовало ощущение тайны, или таинства, в родах.

В 2005году я впервые подошла к Таинствам Исповеди и Причастия. Появилось понимание, что для возможности работы с людьми надо измениться самой. С помощью Бога. Тогда жизненный поиск счастья приобрел ускорение и конкретную направленность в работе.

Мне посчастливилось в 2007 году по промыслу Божию поступить на заочные богословские курсы. В стенах МДПА, в соборной молитве, рядом с мощами Сергия Радонежского, произошли для меня удивительные вещи.

В лекциях по антропологии по книге святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» я увидела ключи к моей работе с беременными женщинами. К слову сказать, это была первая книга, которую мне дал мой духовник, и которую я не читала тогда. А в Лавре — как будто глаза открылись.

Я увидела, что в книге последовательно изображен весь мой путь к Богу. В этой книге святитель Феофан Затворник ведет разговор с моей душой, отвечая на боль и поиск внутри, показывая, что все можно исправить с Божией помощью. И что не надо бояться трудностей, которые он и описал в книге, и которых я боялась. Я уже видела в то время, что страх присутствует во многих из нас в разные моменты жизни. Но что с ним делать, как с ним справиться, мне было непонятно.

Да, конечно, знала, что надо молиться. Но не понимала тех закономерностей борьбы со страстями, которые описаны в книге. А ведь страстное движение для состояния женщины в родах типично.

После того, как для меня прояснились связи физические с духовными, появилась надежда. Я осознала неправильность нашего, врачебного, подхода к лечению и родовспоможению. И начала выстраиваться новая Программа подготовки женщин к родам и материнству.

(продолжение следует)