РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЧУВАШИИ КАК ЭТНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РОССИИ

IMG_2040-1

Емешева Л.Ю.

Президентский перинатальный центр, Чебоксары

Демографическая проблема России решается конкретно в ее регионах, что связано с этническим и историческим наследием. Не учитывая эти факторы, нельзя пользоваться общей теорией.

Наш клинический опыт свидетельствует о том, что существует тесная связь между личностными характеристиками женщин-чувашей и спецификой реализации ими своего репродуктивного потенциала [1].

Современные чуваши, имеющие единое этническое самосознание, в зависимости от исторического места проживания условно разделяются на три этнографические группы: вирьял, анатри  и анат енчи. Группы анатри и анат енчи рассматриваются исследователями, как этнографические группы, в значительной степени сохранившие этнические черты своих булгарских предков, в культуре вирьялов находят больше финно-угорских (главным образом марийских) элементов [2].  В нашем исследовании мы соединили группы анатри  и анат енчи по общности этнических черт в одну – анатри.

Групповые особенности эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования тесно связанны с основными медицинскими показателями, в частности с репродуктивным потенциалом населения[1].

Функциональный анализ родов показал существование устойчивых различий в состоянии здоровья и репродуктивного потенциала чувашских женщин двух этнографических групп. Роды у вирьял протекают с большим количеством отклонений от нормы, чем у анатри[1].

Перед данным исследованием мы ставили цель выявить демографические тенденции чувашского этноса путём сравнения личностных характеристик женщин группы вирьял и анатри, родивших естественно, и смешанной  группы, родившей  с помощью кесарева сечения.

Выборку составили 92 беременные женщины, посещавшие «Школу материнства» при  Президентском Перинатальном центре Чувашии, из которых 38 женщин родили естественно и 54 – оперативным путем. Средний возраст женщин составил 26 и 28 лет соответственно.

Известно, что процессы перинатального  периода оставляют глубокий след и проявляются в последующей жизни человека. Женщина в родах учится работать эмоционально и телесно с ощущениями от схваток и в потугах, а затем вступает в первый контакт с ребенком, выполнив сложную работу.    И для матери, и для ребенка создается некий алгоритм работы организма в трудностях, вырабатывается стрессоустойчивость.  Процесс  родов дает матери и ребенку необходимый опыт для дальнейшего сосуществования, создает предпосылки  для развития гармоничного жизненного диалога.

Исследование проводилось методом факторного анализа Кеттелла  16 PF [3] на сроке беременности 32 – 33 недели.

Мы разделили группы по снижению качества получения родового опыта в зависимости от способа родов следующим образом: 1-я группа — «чуваши-анатри», родившие естественным путем; 2-я группа  — «чуваши-вирьялы», родившие естественным путем; 3-я группа — женщины, закончившие беременность оперативным путем (и вирьялы, и анатри).

Получены результаты:

У  чуваш-анатри на фоне недоверия к людям  развит консерватизм, чувство ответственности за свои действия, дисциплинированность и тщательность в выборе решений.  Первичное ощущение неспособности справиться с жизнененными трудностями переходит в активизацию, стремление доминировать, самоутверждение. Острые ощущения не пугают их, действуя, они сохраняют спокойствие и настойчивость. Их эмоциональная нестабильность,   обособленность подтверждают то, что они будут традиционны в подходе к ситуации.

Итак, для чувашки-анатри естественность родов – традиция, она не хочет менять устои предков и стремится родить сама, в чем ей способствует наследственная обусловленность нервной системы сохранять  спокойствие в неординарной ситуации родов и  положительное отношение к новым ощущениям в схватках. Такое свойство помогает женщине последовательно проходить все этапы родовой нагрузки.

Чуваши-вирьялы глубоко внутренне не доверяют людям, осторожны, сильно зависят от мнения окружающих, легко теряют веру в себя и в свои возможности. При этом отличаются мечтательностью, богатым воображением, как формой ухода от реальности.   Можно отметить, что чувашки-вирьялы  более сообразительны, способны решать абстрактные задачи, но склонны к соперничеству и упорству. Такое внутреннее эмоциональное неблагополучие компенсируется  высоким самоконтролем поведения, умением хорошо скрывать эмоции, упорством в преодолении препятствий. Однако такое поведение     сопровождается    повышенным уровнем возбуждения и  напряжения: чувашка-вирьял с  трудом умеет расслабляться.

Таким образом, мы можем предположить, что качество родов у женщины из вирьялов,  зависит во многом от степени ее информированности о медикопсихологических аспектах значения родов, от  формирования мотивации желания родить самой. Необходимо отметить то, что именно на женщин-вирьял эмоциональный контакт с медперсоналом имеет  большое воздействие, так как эта  женщина ведома в родах. Отсутствие эмоционального комфорта приводит к метаниям, суете, а далее — к напряжению и истощению энергетических резервов в родах.

Женщины, родившие оперативным путем, отличаются высоким интеллектом, эмоциональной стабильностью, некой мечтательностью, критическим  мышлением при несерьезном отношении к жизни – «образ беззаботного подростка». Они, скорее, «думающие радикалы, чем активисты». При этом они не теряются в ситуациях, умеют противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки.

Мы полагаем, что женщины из этой группы подходят к родам без выраженной мотивации на естественный процесс родоразрешения, подразумевающий определенную нагрузку на организм. Это, на наш взгляд, приводит к выбору оперативного родоразрешения как избегания  напряжения.     Наряду  с социальной смелостью они проявляют легкомыслие, безответственность в родах. Если такая женщина, воодушевляется в мечтах на  естественное родоразрешение, она планирует роды ментально, но не подготавливаясь телом к родам. И тогда даже при мотивации у нее не хватает сил на действие.

Выводы:

  1. Качества личности предопределяют качество родов.
  2. Родовой опыт для матери и ребенка в различных этноконсолидационных чувашских группах   разный.
  3. Более стрессоустойчивой и репродуктивно сохранной является группа родивших естественным путем анатри-чуваш.
  4. Сочетание факторов, внутренних и внешних, у чуваш-вирьял увеличивает вероятность попадания их в группу оперативных родов.

Предполагая прогноз родов для определенной категории женщин, можно коррегировать их психоэмоциональное состояние при подготовке к родам и материнству, что  является профилактическим, приоритетным направлением охраны здоровья на государственном уровне.

[1]. Емешева Л.Ю., Николаев Е.Л. Клинические особенности родов в этнографических группах чувашей: возможность акушерско-психологических соответствий?// Вестник психиатрии и психологии Чувашии.-Чебоксары, 2005. — №1. С.112-114.

[2]. Иванов В.П., Николаев В.В, Дмитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. – М., 2000.

[3]. Рукавишников А. А. Факторный личностный опросник Кеттелла: методическое руководство/А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. — СПб.: ИМА­ТОН, 2006.—96 с.