Что такое грудное вскармливание?
Можно рассмотреть этот вопрос с разных точек зрения. Например, с точки зрения физиологической, то есть функционирования органов и систем организма ребенка на грудном вскармливании.
Мы не будем останавливаться на пользе от оптимального соотношения белков, жиров, углеводов, иммунных тел, витаминов грудного молока. Конечно, Вам известно, что Вашему ребенку наиболее подходяще именно Ваше молоко. Оно меняется по составу в зависимости от нужд Вашего малыша, как будто «знает», что конкретно необходимо ребенку для жизни в настоящий момент.
Можно посмотреть с экономической точки зрения. Куда дешевле кормить ребенка грудью, чем покупать молочную смесь. Посчитайте, сколько это будет за месяц!
Посмотрим с точки зрения затрат времени и труда. Гораздо легче дать ребенку грудь в любое время и в любом месте (кстати, в Норвегии, например, никто не посмотрит косо на женщину, кормящую грудью малыша в вагоне поезда, в кафе или на прогулке в парке). Труднее происходит процесс приготовления смеси: вскипятить воду, охладить ее до нужной температуры, отмерить количество смеси, взболтать ее в бутылочке до гомогенного состояния, а потом, нередко, еще и вылить недоеденные остатки или рассерженно стараться впихнуть это в ребенка, сетуя на его плохой аппетит: «Жалко выливать, деньги заплатили, добро пропадает» и т. д. В общем, морока.
Есть еще один аспект вскармливания ребенка материнской грудью — философия грудного вскармливания с момента рождения ребенка. Давайте его рассмотрим.
Один знаменитый английский педиатр, детский психиатр и психоаналитик Дональдс Вудс Винникотт заметил, что у новорожденного физиология и психология – это нечто единое. А это значит, что если ребенку комфортно, то он спокоен. Все просто. Но так не бывает в жизни постоянно. При рождении малыш выходит из теплого и уютного лона матери. Он попадает в непривычную для него среду, где ему дискомфортно. Ведь надо привыкать жить здесь, где шумно, яркий свет, надо дышать легкими, иногда бывает жарко, иногда холодно и т. п.
Что делает взрослый человек, когда ему дискомфортно? Например, если душно в транспорте, он может выйти на остановке. Если семейная ссора, то может поплакать. Может активно разрядиться: выбить ковер, поколоть дрова, постирать белье. Может покушать. Может начать спокойно размышлять. Становится легче. Такая форма решения конфликтных ситуаций присуща людям с более зрелой психикой.
Что может сделать малыш? Обратно к маме в животик он не может спрятаться. Тогда он начинает плакать, и через плач успокаивается (так же, как и мы успокаиваемся, когда выплачемся). Он чувствует себя комфортно и тогда, когда сосет грудь матери.
А как кормит своё дитя мама? Что такое материнское молоко для ребенка? Что передается ребенку во время кормления?
Наверное, у всех бывали случаи, когда вы с первого взгляда на пришедших домой родных понимали, в каком они настроении. Как будто настроение имеет запах. Это можно почувствовать и без слов. Наверное, вам тоже становилось немного тревожно, грустно при их плохом настроении? И наоборот – при хорошем?
Нас, взрослых людей, можно успокоить словами: «Не грусти, причина не в тебе, это у меня на работе неприятности». Маленький человек реагирует более чутко, чем взрослый. Но значения слов он еще не понимает. Если состояние матери напряженное, то в теле ребенка тут же возникает мышечное напряжение. Неизбежно и незаметно для окружающих сжимаются те мышцы, которые считаются как бы «стрессовыми» – как у взъерошенной кошки, когда она сердится. Если мать при кормлении находится в состоянии обиды, раздражения, малыш никак не может расслабиться, как должно бы быть. Тогда он проявляет недовольство, может плакать. Даже сонный, он не выпускает грудь, и как бы «висит» на ней часами. Малыш не только насыщается молоком, но и пытается получить ощущения от груди матери, как бы напитаться ими. Получается, что ребенок мудрее, чем мать, в грудном кормлении?
А прислушивается ли, в свою очередь, кормящая мать к тем ощущениям, которые она получает во время кормления? Или ей некогда наслаждаться этим моментом, если она о чем-то переживает? В этих вопросах заложен ключ к правильности кормления.
Человеку становится дискомфортно, если он думает о чем-то неприятном или ощущает неприятное прикосновение. Это разные вещи. Первое относится к нереальности, области фантазий. Ведь то, о чем он думает, или было в прошлом, а сейчас этого нет, или вообще это надумано, в виде опасений за будущее. Иногда эти мысли бывают очень навязчивыми, прилипчивыми. Вот в этот момент (а для понимания ребенка существует только момент между прошлым и будущим) и возникают описанные проблемы с кормлением.
Вот что пишет Винникотт: «Существуют почти неуловимые вещи, которые мать постигает интуитивно, если вся ответственность в этом ложится на нее одну. Она, например, знает, что самое главное в кормлении – не кормление. Ни одна зрелая мама по собственному побуждению рассерженно не впихивает в рот младенцу материнский сосок. Многим младенцам, особенно если им уже больше одного месяца, необходимо время, прежде чем они начинают искать грудь. И найдя, они необязательно используют его сразу же для получения пищи. Ребенок знает, знает и мама, что ему нужно получить огромное удовольствие от общения с первым объектом любви – маминой грудью. Если кормление насильственное, а так бывает у некоторых матерей, то идет формирование аналогичного или более незрелого восприятия жизни у ребенка. Ребенок как бы теряется каждый раз, когда мать не понимает его нужд, у него не развивается ощущение, что все в нем правильно, так как мама не гармонична для него. Если развитие идет нормально, то устанавливается благоприятная связь, когда мать и ребенок общаются между собой через физиологическое возбуждение, интонацию голоса и движения, выработку молока».
Мать может кормить и, предположим, одновременно петь, но от души, «сердечно». А если она читает книжку? Наверное, будут ощущения, полученные не от кормления, а от книжки. И теряется негласный разговор с ребенком.
Напрашивается простой вывод. Время кормления это время только кормления с ощущениями только от кормления. И тогда ребенок будет знать, что он нужен. У него формируется основа доверия к жизни, базовое доверие к жизни, как говорят психоаналитики.
(окончание следует)